|
Журнал "Креатив"
Фотограф и художник Катя Голицына от природы наделена утонченной женственностью и хрупкостью. Эти качества передаются и произведениям, которые создает художница: натюрмортам, городским пейзажам… В названии ее серий часто встречается слово "портрет", в основном это портреты именно вещей - люди на фотографиях Голицыной появляются лишь изредка.
В своих работах Катя использует замысловатую технику, получившую название фотографика. Уже на готовой фотографии небольшого размера она начинает колдовать над изображением: тоненькой кисточкой и йодом, карандашом прорисовывает детали, кое-что убирает, подчеркивает главное, превращая фотографию в рисунок или гравюру. Есть в этом что-то от детской игры, когда картинки обводятся через тонкую бумагу.
Цвет Катя Голицына использует крайне редко. Исключение - серия "Парижское кафе", где пространство словно залито солнечным цветом, который немного ослепляет, делая изображение чуть смазанным, и аккуратно "обходит" фигуры гарсонов, посетителей, барные стойки. Путешествие по Парижу породило и другие интересные идеи. Например, проект "Территория Ситроен" - нарочито туристические открыточные фотографии Парижа, отраженные в окне легендарного французского автомобиля. Совсем иная серия "Портреты рыб", сделанная в парижских супермаркетах. Снятые крупным планом рыбьи головы оживают под кистью художника и смотрят полными печали глазами.
Ещё одна серия из жизни животного мира - "Верблюды" - была создана Катей на верблюжьем рынке под Каиром. И снова лишь детали: головы, животы, колени. Временами художница рассматривает кожу и шерсть словно через лупу. В проекте "Ткань и плоть" продолжается тот же эксперимент, но уже с участием человека: Это ода женственности, изяществу. На этих работах - дамы в вуалях, изысканных шляпках или кружевных накидках; красивая рука на фоне драпировки, кокетливо выставленная ножка в маленькой туфельке на высоком каблуке…
Интересуют художницу и детали другого рода. Под впечатлением от джазовых импровизаций создается серия "Портрет саксофона", восхищение совершенными формами мотоцикла находит воплощение в работах под общим названием "Портрет Харлея". Ювелирно обработанные кусочки разных по значению предметов, которые объединяет лишь то, что все они сделаны из металла, благодаря игре фотографа со светом и фактурой начинают выглядеть словно драгоценности.
"Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя", - писал Владимир Гиляровский. Именно этот автор когда-то вдохновил Катю Голицину на первую серию работ о любимом городе. Заканчивая факультет книжной графики Полиграфического института, Катя сделал диплом, посвященный Москве Гиляровского. С тех пор художница возвращалась к этой теме не раз, так появились серии "Москва", "Москва в окне Мерседеса", "Пушкинская Москва". Эти фотоработы - любование старинным городом, который с каждым годом хоть и трансформируется в ультрасовременный, но всё же сохраняет очарование уютного купеческого уголка с древними церквушками и уже перекошенными от времени двух-трёхэтажными особнячками. В сентябре московские работы Кати были представлены в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Выставка носила название "Москва премилая старушка…" - это слова из письма Пушкина сослуживцу по Коллегии иностранных дел Никите Всеволжскому, от 27 ноября 1819 года. Кажется, будто при помощи своих работ тонкой выделки Катя Голицына возвращает, восстанавливает в памяти то, что в реальной жизни постепенно стирает, блекнет, исчезает…
Юлия Лебедева, 2004
|
|