галерея биография публикации контакты
 

Флаконы, кружево, шелка...

Флакон с духами, кружевной платок, шелковый шарф - это те предметы, которые естественно соседствуют на туалетном столике… Это необходимые составляющие - издавна и поныне - арсенала женской магии… В названии выставки - оттенок ностальгии, ностальгии по прошлому, по особому дамскому миру, утонченному, изящному, пускай немного ограниченному, но столь манящему. И художница пользуется данной ей возможностью создать композиции из старинных предметов и тканей.

Для Кати Голицыной эта тема органична. Ведь это ее ноу-хау - выявление узоров мира, превращение зрительных впечатлений в завораживающие орнаменты… Тем более флакон духов - это часть так увлекающей сейчас художницу темы стекла. В ее работах взгляд через стекло становится способом трансформации реального предмета: фактура ткани или кружева видоизменяется, в привычном ощущается оттенок необычного, возникает другая пластика, рождаются неожиданные ассоциации, новые оттенки смысла. Благодаря этой страсти к предмету родились многие проекты Кати Голицыной, которые часто являли собой серии портретов вещей - саксофонов, автомобилей, мотоциклов. В этой очарованности художницы вещью была для меня какая-то удивительность, загадка, заковыка, которая недавно отчасти объяснилась. Я узнала, что Катин дед был знаменитым нумизматом. Музейный работник, ученый, он, должно быть, передал ей ту особую страсть к предмету и тот особый взгляд, которым выхватывал среди монетного множества одну - драгоценную, редкую, вожделенную…

Эта влюбленность в объект и есть тот магнит, который притягивает художницу к той или иной теме. Катя не может делать портрет человека - или автомобиля, или саксофона, - если он ей безразличен. Страсть обладания вещью досталась Кате в особом варианте - через разглядывание. Художнице нравится рассматривать вещи вблизи, словно ощупывая их поверхность взглядом. Этим взглядом она смотрит на мир, на предметы, пока какой-то из них не подаст ей сигнал - и перед ее глазами уже возникает его, предмета, трансформированное изображение, и остается только сделать этот отпечаток видимым для всех остальных. Эта трансформация происходит так: Катя работает в собственной, уникальной технике, объединившей фотографию и рисунок. Это редкое в наше время сочетание возникло - может быть, из-за недоверия художницы к разного рода фотографическим профессиональным способам и возможностям компьютерной обработки снимков. Возможно, в какой-то момент художнице не удалось с помощью только технических хитростей создать такой отпечаток, который бы соответствовал ее внутреннему видению, - и она стала искать что-то иное. Она перепробовала множество средств, пока не пришла к своей технике - к кисточке, йоду и карандашу.

А может быть, ее уникальная техника возникла благодаря склонности к рукотворности, благодаря убеждению - чем больше в произведение, в каждый его миллиметр вложено, рукой, штрихом, вбитой созидательной энергии - тем больше в листе - самого автора, его силы, его магии. В этой немного старомодной технике, требующей немало часов кропотливой, почти ювелирной работы, - много индивидуального и изысканного, эстетского - и в то же время острого и современного. Следует вспомнить, что Катя Голицына закончила полиграфический институт по специальности художник книги, что фотографию и фотодизайн преподавала ей Елена Черневич - известный специалист, открывший нескольким поколениям художников красоту внятности графического сообщения. И Катя в полной мере усвоила эти уроки.

Внимательно, сосредоточенно и влюбленно она считывает текст фактуры предмета. Шерсть верблюда, чешуя рыбы, металлический бок автомобиля, а сейчас кружево и стекло - поверяют ей свои секреты отношений со светом, истории его касаний, преломлений и отражений. Она словно снимает с увиденного некий тактильно-чувственный слой и проявляет его, делая видимым и ощутимым для зрителя, которому остается пережить истинный восторг. Но чувственная красота - это только часть того, что нам передает художница. Здесь включается еще один механизм восприятия. Фотографии-рисунки Кати Голицыной - это способ воссоздания особого, измененного видения: так мы смотрим на то, что нас поразило в самое сердце, на то, что хотим запомнить навсегда или по крайней мере надолго. Причина этого видения - сильное чувство. Чувство неизбывного восторга перед красотой и разнообразием мира. Неужели он и в самом деле так прекрасен?

Искусствовед Анна Чудецкая

 


 

2005 © Катя Голицына