|
Очертания стиля модерн в фотографиях Кати Голицыной
« …слава прабабушек томных,
домики старой Москвы,
из переулочков скромных
все исчезаете вы… » - писала Марина Цветаева.
С тех пор прошло сто лет, пронеслись разрушительные революции, войны
и стройки, но все же и сегодня в новой и почти неузнаваемой Москве Кате
Голицыной удалось создать в своих фотографиях образ города Серебряного
века, точный, изысканный и артистический.
Нужно особое и редкостное умение мастера, чтобы так четко увидеть исчезающие
черты художественного мира стиля модерн в современной, бушующей безудержным
строительным бумом Москве и передать их с достойным Серебряного века изяществом.
Уже не осталось надежды составить картину этого мира из целых зданий, они
тонут среди советской скуки и дурновкусья последних лет. Но все еще в кованых
оградах особняков начала прошлого века и решетках балконов, фризах, вьющихся
гирляндами, где ветви сирени соединяются с легко летящими лентами, и переплетах
окон, оказывающихся гигантскими цветами, живет архитектурное искусство
русского Ар Нуво.
Услышав слово «модерн», гражданин любой европейской страны решит, что речь
идет о чем-то современном, а не о постройках столетней давности. Стиль,
которым на рубеже XIX и XX столетий увлекались Федор Шехтель в Москве,
Федор Лидваль в Санкт-Петербурге, Гектор Гимар в Париже, Антонио Гауди
в Барселоне, Йозеф Ольбрих в Вене, Виктор Орта в Брюсселе, только в России
обозначают словом «модерн». В Австрии он известен под именем «Сецессиона»,
в Германии – «югендстиля», во Франции и Бельгии – «Ар Нуво». Тем не менее,
во всей Европе, включая Россию, архитектурные школы этого времени были
тесно связаны друг с другом и передавали черты одного художественного настроения
и близкого ощущения жизни.
Излюбленные цветы той эпохи - черные и белые розы, говорящие о красоте
и смерти; фиолетовые ирисы, нежные, трепещущие, роняющие лепестки, символы
душ, исчезающих в неутоленной страсти, - в стихах, мозаиках, стекле. Любимое
вино: сладкий, благоухающий сотерн; «золотое, как небо, аи» в строках Александра
Блока, сводящий с ума абсент; густые, тягучие, ароматные аметистовые ликеры
- «яд мечты сирени …Крем де Виолетт» о котором писал Игорь Северянин.
Главное в этом стиле — стремление к небывалому, необычайное сочетание естественности
с артистизмом, преклонение перед природой и одновременно включенность в
рождение рациональной современной цивилизации. Недаром мастера Ар Нуво
были тесно связаны с художниками постимпрессионизма. Лозунг нового стиля
гласил: «Искусству — его свободу, эпохе — ее искусство». В России стиль
и мифология модерна появились практически в тот же момент, что в Австрии,
Бельгии или Шотландии. Это был редкий период в истории русского зодчества,
когда мы жили в одном времени с Западной Европой. И, пожалуй, нигде очертания
стиля модерн не выступали так неожиданно смело и остро и не были так тесно
связаны с ощущением бытия, как в России и, прежде всего, Москве с ее любовью
к экстравагантности и непременной тягой «показать себя» причастным самой
последней художественной моде.
Однако в творчестве Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота, практически
всех ведущих мастеров московского модерна, в построенных ими особняках
и доходных домах, гостиницах и банках можно не только увидеть отблески
европейских творческих течений, но, главное, невиданные нигде особенности
поэтики русского зодчества Серебряного века.
Характерная черта архитектуры московского модерна - его связь со всеми
видами и жанрами изобразительного искусства, с театральными декорациями,
экспериментами живописцев и скульпторов, работами книжных графиков. Архитектура
в ту эпоху была полноценной и яркой частью художественной жизни, может
быть в большей степени, чем в любой другой период истории российского искусства.
В особой степени художественное единство модерна передавала ведущая роль
деталей при создании архитектурных образов. В отличие от предшествовавших
стилей – классицизма и историзма – именно деталь в зодчестве модерна играла
ведущую роль. Не повторяя прежние образцы, она всегда была творением мастера,
выражавшим его художественную волю. И это отчетливо ощутила и убедительно
показала в своих фотографиях Катя Голицына.
На ее чуть бледных, будто бы сохранившихся от давнего времени отпечатках
возникают яркие и ностальгически терпкие, проникнутые мягкой, женственной
романтичностью художественные образы архитектурных деталей московского
модерна. Облака заволакивают небо над многослойным, поразительным в своей
насыщенности и необычности завершением «Метрополя». Волнистая линия кровли
контрастирует с остроконечными башенками, принесенными воспоминаниями о
готике. В полукруглых фронтонах являются великолепные мозаики, а под ними
прорезается темными окнами белая лепнина с растительными орнаментами. С
редкой, удачно выбранной точки, сверху, изображает Катя Голицына на своей
фотографии знаменитый дом Сергея Рябушинского. Он виден с поворотом ограды,
светлой на фоне графичности темных ветвей сада. Отчетливо выделяются объемы
балконов и лоджий, и тонко рисуется мозаичный фриз, сотканный из растений
сказочного царства. Искренней подлинности впечатления, вдохновенно глубокого
проникновения в прошлое достигла Катя Голицына в этой своей работе, кажется,
что снимки заказал сам хозяин новоотстроенного особняка.
На ее фотографиях, как и в искусстве модерна, игра природы сливается с
замыслом художника. Прозрачная и прихотливая тень трепещущей листвы соединяется
с очертаниями самих ветвей и со спиралями и переплетениями решетки балконов.
Металлические линии ограды представляются в снимках Кати Голицыной изысканным
изображением фантастических лиан, когда их касаются ниспадающая паутина
тонких веток, а на заднем плане проявляются линии карниза, балкона и окон,
нарисованные рукой Федора Шехтеля или Льва Кекушева.
Фотографии Кати Голицыной обладают свойством, которое хочется назвать светоносностью.
У нее, несомненно, особый дар передавать не простое соотношение света и
тени, но их необыкновенные и становящиеся художественными сочетания. Свет
у нее это сияние неслепящего, ласкающего и всепроникающего солнца, тень
– таинственное и трепещущее пространство, пребывающее в прозрачной дымке.
Иногда она меняет характер своего взгляда, и перед зрителем предстают крупные
и сочные детали. То тонкие и энергичные фрагменты решетки, как каллиграфически
изощренный росчерк пера, то похожие на ювелирные украшения консоли, собранные
из пучка металлических полос в ломаную спираль сказочного растения, то
плотно сбитые в ковер, заполняющие надоконные украшения пучки белых роз,
то выступающие на намеренно грубой шершавой штукатурке стволы растений,
сделанные реалистически, с изгибами и наростами, над которыми поднимаются
роскошные невиданные цветы.
Мир образов русского Ар Нуво, созданный Катей Голицыной, отличается безошибочностью
вкуса в отборе изображаемых на ее фотографиях зданий и архитектурных фрагментов.
Ни одного вырывающегося из общего впечатления снимка – в этом цикле присутствует
удивительная в своей ненавязчивой и неустранимой изысканности цельность
художественного впечатления. В произведениях фотографа «говорит», по-моему,
истинная любовь к модерну, генетическая причастность к той эпохе, точное
ощущение утраченного нами времени. Весь этот цикл работ Кати Голицыной,
посвященный московскому модерну пронизывает абсолютная чистота, прозрачная
ясность чувства, столь свойственная ее героям – архитектурным созданиям
Серебряного века. Мы все их видели много и часто, но здесь знакомые черты
смотрятся по-особому, свежо, ново и покоряющее.
На снимках Кати Голицыной лепные и кованые цветы архитектурных очертаний
московского модерна легки, многозначны и динамичны как «дымные ирисы в
пламени» в строках Александра Блока, и кажется, что они «словно сейчас
улетят» в прекрасное и незабвенное прошлое Серебряного века.
Дмитрий Швидковский
Вице-президент Российской академии художеств Академик и член президиума Российской академии архитектуры и строительных наук Доктор искусствоведения
|
|